[ Перейти на главную страницу ] | [ Перейти в раздел "Библиотека" ]
  кафедра теологии  


Что же произошло в Вознесение семнадцатого мая в храме Христа Спасителя? Было подписание акта о каноническом общении преодолением раскола или же объединением двух частей единой Церкви, разделенной силами извне? Каково же значение и зачем вообще было объединяться? В этом попытались разобраться студенты и преподаватели кафедры теологии РГСУ на выездной конференции в селе Здехово Московской области.

Студенты-теологи приготовили к конференции доклады об истории разделения, взаимоотношений РПЦЗ и Московского патриархата и объединения Церквей. Началась она с молебна в Никольском храме Патриаршего подворья с. Здехово. Участие в нем принимало духовенство и все участники конференции. Студенты прочитали некоторые молитвы на греческом языке.

Конференцию открыл заведующий кафедрой теологии священник Владислав Мишин. В своем вступительном слове он подчеркнул важность и судьбоносность прошедшего события семнадцатого мая. Затем диакон Кирилл Киселев вкратце обозначил причины, приведшие к разделению Русской Православной Церкви. Дело в том, что в после революции множество наших соотечественников оказалось за границей. Чтобы сохранить Церковь, патриарх Тихон вынужден был даровать зарубежным приходам временное самоуправление. Образовались две заграничных Церкви: во Франции и Сербии. Послание к пастырям и пастве митрополита Сергия (Страгородского) и временного Патриаршего Синода от 29 июля 1927 года (так называемой "Декларации митрополита Сергия"), в котором содержались слова "Радости и печали народа - наши радости и печали", стало поводом к разделению и признанию некоторыми епископами безблагодатность Церкви в Отечестве.

Илзэ Петроцкая-Петровская, студентка первого курса, продолжила выступление отца Кирилла, озвучив свой доклад о предвоенном состоянии церкви. Юлия Колесниченко рассказала о Церкви во время Второй мировой войны. Аркадий Липницкий осветил послевоенное время Русской православной церкви. Виктор Христенко сделал сообщение о периоде семидесятых-восьмидесятых годов, и Софья Пучкова выступила с докладом о процессе воссоединения Церкви, проходивший в девяностых годах и начала двадцать первого века.

После краткого перерыва Сергей Васильев, чтец университетского храма во имя Феодоровской иконы Богоматери, рассказал участникам конференции о замечательном святом Русской Православной Церкви за границей святителе Иоанне Шанхайском и Сан-Францисском (Максимовиче). Мы привыкли воспринимать святых абстрактно и отстраненно от нас самих, однако святитель Иоанн - наш современник, живший почти в такой же реальности, в какой живем и мы. И таким образом, он близок к нам. И это великое чудо и милость Господня, что почти что рядом с нами в наше непростое время жил святой.

Участники конференции также посмотрели документальные видеоматериалы по истории воссоединения: хронику торжеств и выпуск аналитической программы "Судите сами", вышедший в среду вечером, накануне подписания Акта о каноническом общении. На программу были приглашены основные участники процесса воссоединения: главы комиссий по рассмотрению вопросов о воссоединении архиепископ Берлинский и Германский Марк, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, секретарь комиссии РПЦЗ протоиерей Александр Лебедев, секретарь комиссии Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов, а также многие другие представители зарубежной Церкви и Церкви в Отечестве, деятели культуры и политики. В ходе дискуссии обсуждался вопрос о значении воссоединения Церкви. Приведем некоторые сделанные выводы.

Произошедшее в 1927 году нельзя назвать расколом, потому что не было никакого догматического либо канонического спора. Церковь раскололась по внешним причинам, одной из которых была гражданская война и отношение с советской властью. Святитель Иоанн Шанхайский, когда его спросили о том, кто же виноват в разделении, ответил прямо: "Диавол". Поэтому мы уверенно можем заявить, что произошедшее семнадцатого мая подписание Акта о каноническом общении - это несомненная победа. Наталья Нарочницкая во время дискуссии в программе "Судите сами" сказала, что разделенные церкви на протяжении семидесяти лет стоили "у престола сатаны", но смогли сохранить православную веру в русском человеке. И эта вера восторжествовала семнадцатого мая. Ведь не для кого не секрет, что сами миряне, особенно в РПЦЗ, хотели воссоединения. К примеру, в девяностых годах, как только это стало возможным, православные христиане запада начали совершать паломнические поездки в Россию. И благодаря желанию как иерархов, так и мирян Церковь объединилась.

Нужно заметить, какой высокий подвиг совершили иерархи Русской православной Церкви заграницей, подписав Акт о каноническом общении. Они пренебрегли своей уже созданной культурой и формальной свободой ради единства Церкви.

Подведя итоги, студенты и преподаватели завершили конференцию общей трапезой. Затем участники купались в речке, притоке Клязьмы, осматривали живописные окрестности.

Немного стоит сказать о самом Здехово. Это небольшое типичное для Центральной России село, с одно-двухэтажными домиками, разбросанными в густой растительности, с кладбищем, прилегающем с одной стороны, храмом с колокольней на холме. Никольскому храму уже триста лет, вначале он был деревянным, затем перестроили и сделали колокольню. В советское время в нем был склад кинопленки. Сейчас храм реставрируется. В последнее время здесь, в Здехово, отдыхают в летнем лагере ученики православной гимназии, основанной при храме Живоначальной Троицы в Свиблове (г. Москва).

Софья Пучкова, студентка второго курса специальности Теология.


   


На правах рекламы: